Транспортная инфраструктура Якутии как фактор влияния на развитие грузоперевозок в регионе
Транспортная инфраструктура Якутии как фактор влияния на развитие грузоперевозок в регионе
Якутия — очень крупная российская административная единица, площадь которой составляет 3,1 млн. км². Большая часть региона расположена за полярным кругом. При этом он сказочно богат: здесь добывают золото, алмазы, уран, уголь, сурьму, ртуть, железо, газ, нефть. Добыча вех этих природных богатств сопряжена с необходимостью хорошей транспортной инфраструктуры — такой, которая бы позволяла доставлять все необходимое в регион и вывозить добытые ресурсы.
Однако обеспечить такую инфраструктуру в регионе очень сложно из-за его изолированности, удаленности, ограниченной доступности. В Якутии на 90% площади нет круглогодичного транспортного сообщения. Налажены определенные коммуникационные маршруты, разбитые на этапы, работоспособность которых зависит от сезона.
Особенности транспортной инфраструктуры
- Речной транспорт
Наличие большой речной сети и нюансы природно-клматических условий обусловливают необходимость использования речного транспорта как наиболее доступного по цене и поэтому востребованного. Судоходными реками являются Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Также используется часть Северного морского пути. Основной речная магистраль — река Лена. Речная сеть используется для доставки грузов в 17 районов из 34 имеющихся, а также в город Якутск.
Сезон перевозок начинается с открытия сезона навигации от верховья реки Лены. Используются суда класса «река-море»: ими грузы везут до русла северных рек и далее по ним в районные центры, где складируются, а потом развозятся в зимнее время автомобильным транспортом до населенных пунктов. Время груза в пути может занять до 1 года. Время навигации по рекам — 45-130 дней (зависит от конкретных условий в районе и климатических особенностей). Начало навигации на реках:
- Лена, Яна, Индигирка, Колыма — с конца мая-начала июня,
- Оленёк — с конца июля-начала августа.
Перевозка по морским участкам осуществляется с 15 июля по 7 октября.
Ограничения на речную навигацию вводятся летом из-за обмеления рек и лесных пожаров.
- Железнодорожная инфраструктура
Основная железнодорожная магистраль, проходящая по территории Якутии — Амуро-Якутская (767 км). Она соединяет Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с противоположным берегом реки Лены. Ж/д-моста через Лену нет, поэтому перевозка грузов ж/д-транспортом до Якутска невозможна. Они перевозятся через реку на судах или складируются в поселке Нижний Бестях до момента наступления зимы, когда можно осуществлять транспортировку автомобильным транспортом по льду.
С 2021 года строится автомобильный мост, который позволит наладить перевозку грузов и пассажиров вне зависимости от времени года.
- Инфраструктура для автомобильного транспорта
Поскольку железнодорожная сеть в регионе развита слабо, автомобили выступают в качестве основного наземного транспорта, даже несмотря на то, что развитие дорожной сети также оставляет желать лучшего.
В большей степени востребованы автозимники — дороги, пролегающие по лесам, болотам, ручьям, использование которых, тем не менее, возможно в зимний период.
Федеральные трассы в регионе:
- А-360 «Лена» протяженностью 1157 км (не доходит до Якутска из-за отсутствия моста, поэтому грузы переправляют паромами, судами на воздушных подушках и автомобилями по льду зимой);
- Р-504 «Колыма» протяженностью 2032 км (соединятся с А-360 в Нижнем Бестяхе, от него идет до Магадана и далее на тихоокеанское побережье);
- А-331 «Вилюй» — строится, будет соединять Тулун в Иркутской области с Якутском (участок от Мирного до Якутии уже введен в эксплуатацию, как и от Тулуна до Усть-Кута).
Больше половины дорог — автозимники, которые эксплуатируются только зимой.
- Инфраструктура для авиатранспорта
Авиатранспорт предоставляет единственную возможность доставлять грузы в течение всего года в Республику Саха. В Якутии действует 31 аэропорт. Но цены на перевозки грузов по воздуху «кусаются», поэтому объем воздушных грузоперевозок не такой большой (в основном доставляют медицинские препараты и продукты питания).
Загруженность самолетов может достигать от 30% до 70%, поэтому перевозчики сокращают количество рейсов, чтобы доставки были экономически выгодными.
Таким образом, очевидно, что сложные природно-климатические условия и удаленность региона усложняют развитие сферы грузоперевозок в регионе.