С какими вызовами в сфере грузоперевозок пришлось столкнуться в 2023 году?
С какими вызовами в сфере грузоперевозок пришлось столкнуться в 2023 году?
Помнится, как в конце 2022 года эксперты говорили о том, что прошедшие 12 месяцев стали непростым испытанием для сферы грузоперевозок. То же самое можно сказать и про 2023 год. Постепенно приходит понимание проблем и сложностей, но до сих пор многое остается непредсказуемым.
Заканчивающийся год лишний раз подтвердил важность логистики и напомнил о том, что транспортные перевозки сборных грузов — это не так дешево, как хотелось бы. Особенно удивили всех бывалых экспертов масштабы и темпы роста тарифов. В прежние времена специалисты могли спрогнозировать рост ставок, опираясь на статистические данных прошлых лет и устоявшиеся закономерности.
Из года в год картина изменений стоимости грузоперевозок выглядела следующим образом:
- В январе, после новогодних праздников, всегда было кратковременное оживление, не оказывающее влияние цены.
- В феврале и начале марта увеличивался спрос из-за предпраздничной суеты, и по некоторым направлениям мог обозначиться рост тарифов.
- В апреле-июне всегда наблюдалась относительная стабильность спроса, в результате чего и колебания стоимости в это время не было.
- В июле-сентябре был скачок спроса для южного направления из-за необходимости перевозки урожая — в этот период был и закономерный рост ставок.
- В октябре-декабре спрос набирал еще большие обороты: это самый пиковый сезон, для которого всегда был характерен рост цен на доставку и экспедирование грузов. Эти же цены были ориентиром и для будущего года.
Ежегодно этот сценарий был относительно стабильным, за исключением некоторых нестандартных изменений. Безусловно, были и выбивающиеся из этих тенденций явления — например, снижение тарифов из-за упавшего спроса. Но это, скорее, исключение.
В 2022 году эти закономерности начали понемногу «ломаться», а в 2023 году «поломка» стала еще более очевидной.
Ожидаемой в весенне-летний период стабилизации цен в 2023-м не случилось — тарифы продолжили расти. В результате, по оценкам некоторых экспертов, уже к июлю прирост стоимости обозначился в пределах 40% за год. По некоторым направлениям это было 30%, по другим — даже до 70%, но в среднем «по больнице» — порядка 40%. И какая бы из приведенных цифр ни была фактической (пусть даже 30%), это все равно слишком большой скачок цен.
Затем во второй половине осени наблюдалась стабилизация тарифов (хотя по алгоритмам прежних лет должен был быть рост), а по некоторым направлениям — даже снижение стоимости грузоперевозок из-за уменьшения спроса.
Такая ситуация стала возможной из-за влияния ряда факторов, которых прежде не было.
Причинами стали:
- переориентация грузопотоков из-за осложнения отношений во внешней политике;
- перераспределение объемов грузов между различными видами транспорта — с акцентом на доставку автомобилями (до 70% всех перевозок), которые не так сильно привязаны к инфраструктуре (особенно актуально для вновь присоединенных территорий)
- ускоренный темп роста производственного сектора при условии сохранения того же уровня спроса на грузоперевозки со стороны прежних пользователей данных услуг.
В результате спрос существенно вырос, а предложение не успевает за ним, поэтому цены так резко подскочили. При этом нельзя сказать, что перевозчики, предлагающие услуги транспортировки грузов автотранспортом, «обогатились». Поскольку выросли и расходы: на покупку грузовиков, на их ремонт и обслуживание, на топливо, на оплату проезда по платным дорогам и сборов в системе «Платон», на повышение оплаты труда водителей.
И пока (на момент 2023 года) сохраняется ситуация с ростом ставок на перевозку грузов на 40% по сравнению с началом года. Очевидно, что именно с такими тарифами перевозчиками придется начать и 2024 год, а далее уже никто не возьмется делать прогнозы, исходя из непредсказуемости предыдущих 12-ти месяцев.